Все о квадроциклах для начинающих
Порой без квадроцикла не обойтись, ведь он способен выполнять разные задачи даже в самых тяжелых условиях. Но как выбрать первый мотовездеход, если нет ни знаний об этой технике, ни опыта управления? Команда экспертов BVD подготовила всю необходимую информацию для помощи начинающим райдерам.

Законы о квадроциклах
У начинающих водителей могут возникнуть вопросы, можно ли ездить на мотовездеходе по городу, и какие для этого нужны документы. Первое, что необходимо помнить: выезд на дороги общего пользования на незарегистрированном квадроцикле с объемом двигателя более 50 кубов/4000W запрещен. Это правило касается и передвижения в скверах, парках, по пешеходным и велосипедным зонам, тротуарам. За покатушки в неположенных местах могут выписать штраф или даже конфисковать транспортное средство.
Чтобы передвигаться на квадрике по дорогам общего пользования и городу, необходимы следующие документы:
- паспорт самоходной машины (ПСМ);
- водительские права;
- свидетельство о регистрации в Гостехнадзоре;
- диагностическая карта (техосмотр);
- страховой полис ОСАГО.
А что насчет мотовездеходов с объемом двигателя менее 50 кубических сантиметров или электромотором мощностью до 4000W? Они не имеют ПМС, поэтому их невозможно зарегистрировать Гостехнадзоре. В этом случае можно ездить только за городом, вне дорог общего пользования: в лесу, по полям, прибрежным зонам и т.д.
Отдельно стоит изучить изменения в законодательстве о получении водительских прав для передвижения на квадроцикле по дорогам общего пользования. С 25 декабря 2023 года в силу вступил Федеральный закон № 625-ФЗ с новыми поправками, касающимися управления самоходными машинами. Теперь для легального катания на мотовездеходе можно использовать не только права категории «AI», но и «A», «В», «В1», «С», «D» с некоторыми условиями.
Обладателям водительских прав категорий «В», «С» или «D» разрешено ездить на квадрике на основании договора проката или аренды. Собственным вездеходом можно пользоваться, если есть водительское удостоверение категории «А» или подкатегории «В1». В случае нарушения новых правил дорожного движения водителям грозит штраф или изъятие мототехники.
Выбор квадроцикла для начинающих
На рынке мототехники представлено много моделей бензиновых и электрических вездеходов, поэтому новичкам очень сложно выбрать лучший вариант. Перед покупкой квадрика рекомендуется обратить внимание на несколько критериев:
- Цель и задачи
Перед рассмотрением характеристик разных моделей подумайте о целях эксплуатации техники. Например, для хозяйственных работ понадобится дополнительное оснащение: прицеп, плуг, культиватор и т.д. Если вездеход нужен для охоты или рыбалки, то лучше рассматривать маневренные модели с хорошей грузоподъемностью. Для передвижения по сложному рельефу с препятствиями стоит приобрести мощную технику с лебедкой. И, напротив, для редких покатушек по легкому бездорожью подойдут более простые варианты с базовой комплектацией.
- Тип двигателя
Двигатель внутреннего сгорания может быть двухтактным или четырехтактным. Начинающим райдерам лучше выбрать второй вариант, так как с ним легче осваивать навык вождения. Квадрики с электромотором просты в управлении, но в случае серьезного повреждения ремонт двигателя обойдется дороже.
- Мощность двигателя
Для поездок по легкому бездорожью без груза подойдут модели с мощностью до 20 л.с. или до 3000W. Для передвижения по сложному рельефу с тяжелым багажом лучше выбрать мототехнику с большей тягой.
- Максимальная скорость
Чтобы избежать опасных ситуаций во время поездок, новичкам не рекомендуется покупать высоскоростной квадрик. Для спокойного передвижения даже в условиях умеренного бездорожья достаточно скорости около 60 км/час.
- Привод
Бюджетная мототехника обычно имеет только задний привод, и его хватает для преодоления небольших препятствий. Поэтому в большинстве случаев начинающие райдеры могут выбрать именно этот вариант. К тому же, у полноприводных вездеходов полный привод включается нечасто, только при острой необходимости.
- Тормозная система
Большинство квадроциклов оснащены надежными дисковыми гидравлическими тормозами. Это самый безопасный вариант, подходящий начинающему водителю вездехода.
- Трансмиссия
При выборе бензинового квадрика новичкам стоит рассмотреть автоматическую, полуавтоматическую КПП или вариаторную трансмиссию. У электрического мототранспорта нет коробки передач, и вместо нее предусмотрен переключатель режимов работы.
- Подвеска
При выборе вездехода необходимо учитывать условия, в которых он будет использоваться чаще всего. Например, для передвижения по асфальту или грунту подойдет маятниковая подвеска. Шаровые амортизаторы помогают преодолевать небольшие препятствия (ямы, бордюры). Для поездок по сложному бездорожью лучше рассмотреть независимую подвеску.
- Колеса
При выборе колес смотрите, в первую очередь, на их размер: от этого параметра зависит клиренс и проходимость техники. Например, большие покрышки подходят для передвижения по умеренному или сложному бездорожью.
- Грузоподъемность
Высокий параметр грузоподъемности необходим для перевозки пассажиров, вещей, багажа и добычи после охоты или рыбалки. Если планируются поездки без тяжелого груза, то новичкам подойдет техника с максимально допустимым весом до 200 кг.
- Объем топливного бака
Для охоты, рыбалки или утилитарных задач понадобится бак объемом до 6 литров бензина, для езды по шоссе – около 7 литров, а для туристической прогулки – не менее 12 литров. При выборе электроквадрика смотрите на запас хода: чем выше этот параметр, тем дальше можно проехать на одном заряде батареи.
- Подача топлива
При выборе бензинового мотовездехода нужно учитывать способ подачи топлива. Например, инжекторная система характеризуется экономностью, но с ней необходимо использовать бензин высокого качества. С карбюратором все наоборот: он не требователен к топливу, но расходует его быстрее.
- Система зажигания
Как правило, бензиновые квадроциклы оснащены механической (кикстартер), электрической (электростартер) или обеими системами зажигания. Начинающим водителям лучше выбрать последний вариант, чтобы в критической ситуации была возможность ручного запуска двигателя. На большинстве электроквадриков есть кнопка «старт», после нажатия которой мотор заводится практически мгновенно.
- Дополнительные аксессуары
Покупка дополнительных аксессуаров напрямую зависит от условий использования мотовездехода. Например, для охоты и рыбалки стоит приобрести кофры, а для передвижения по каменистой местности понадобятся защитные панели. Лебедка нужна на случай, если мотовездеход застрянет в болоте, грязи или сугробе. Для ночных поездок понадобятся яркие фары и подсветка.
При выборе квадроцикла с электрическим двигателем смотрите не только на мощность, размер аккумулятора, запас хода, но и на длительность восполнения энергии.
Важность экипировки
Мотоэкипировка для поездок на квадроцикле важна по нескольким причинам:
- В случае аварии дополнительная защита может спасти жизнь водителю.
- Специальная одежда защищает тело от внешних природных факторов.
- Яркие или светоотражающие элементы экипировки заметны всем участникам движения.
Она включает в себя несколько основных элементов: шлем, подшлемник, мотокостюм, мотоботы, «защиту», очки и перчатки.
- Шлем нужен для защиты головы от травм при падении, ударов веток деревьев, отлетающих от колес камней, ветра, снега и т.д. Новичкам рекомендуется рассматривать закрытые «интегралы», так как они подходят для передвижения в любых условиях. Для дополнительной защиты вместе с шлемом можно приобрести подшлемник.
- К элементам костюма относятся мотоштаны, мотокуртка, джерси, термобелье. Он должен быть удобным и защищать райдера от воздействия внешних факторов: жары, холода, дождя, ветра и т.д.
- Мотоботы удобнее и прочнее обычной обуви, а их подошва обеспечивает надежное сцепление с подножками вездехода.
- Вместо обычных очков стоит приобрести специальные закрытые с ремешком для крепления к шлему.
- Мотоперчатки защищают руки водителя от случайных травм, ветра или холода.
- Новичкам лучше выбрать бесшарнирные налокотники и наколенники, так как они подходят для передвижения на небольшой скорости, обеспечивают надежную защиту от ударов.
- Всем начинающим райдерам рекомендуется надевать «черепаху» под куртку или джерси для дополнительной защиты спины и груди.
Любой элемент мотоэкипировки должен соответствовать погодным условиям, подходить по размеру, иметь высокие защитные свойства.

Основы управления
Перед первой поездкой начинающим водителям стоит изучить принципы управления вездеходом. В случае непредвиденной, опасной ситуации теоретические знания могут спасти жизнь.
Органы управления бензиновым квадроциклом
Органы управления бензиновым вездеходом устроены сложнее, чем у электрического аналога. На правой рукоятке руля находится рычаг подачи газа, а на левой – дросселя, переднего тормоза и сцепления. Слева располагаются включатель заднего тормоза, переключатель фар, поворотников и клаксон. Рычаг переключения хода, как правило, располагается справа у основания руля. Информационный дисплей находится в центре, между рукоятками для рук. У некоторых моделей органы управления могут располагаться иначе, поэтому перед использованием вездехода изучите инструкцию по его эксплуатации.
Органы управления электрическим квадроциклом
Органы управления электроквадроцикла устроены немного проще, чем у бензинового, и имеют некоторые отличия. Например, у него отсутствует рычаг переключения передач, а вместо него техника оснащена переключателем режимов работы. Для включения и выключения вездехода предусмотрена специальная кнопка питания. Газ обычно представлен одной педалью, на которую нужно нажимать для движения вперед. Остальные органы управления идентичны: руль, рычаг тормоза, переключатель поворотников, фар клаксон, бортовой компьютер. Для более детального изучения устройства конкретной модели обратитесь к инструкции, которая идет в комплекте с техникой.

Начало движения
Движение на бензиновом квадроцикле начинается с запуска двигателя: вставьте ключ зажигания и поверните его в положение «ON». Далее нажмите кнопку стартера или используйте кик-стартер и дайте двигателю немного поработать на холостом ходу. Некоторые модели могут быть запущены только при зажатом тормозе, но данная информация должна быть указана в руководстве по эксплуатации. При наличии карбюратора перед запуском мотора топливный кран следует повернуть в положение «ON».
После всех проделанных манипуляций можно начать движение, придерживаясь алгоритма действий:
- Если у квадроцикла механическая коробка передач, полностью выжмите сцепление.
- Переключитесь на первую передачу, медленно отпускайте сцепление, плавно добавляя газ.
- После начала движения управляйте рулем, избегайте резких поворотов, пока не наберете скорость и не почувствуете уверенность в управлении.
Для безопасной остановки бензинового мотовездехода необходимо совершить следующие действия:
- Выжмите сцепление перед полной остановкой.
- Используйте тормоза плавно и аккуратно.
- Переключите квадроцикл на нейтральную передачу после полной остановки.
На вездеходах с автоматической коробкой передач ездить проще: у них есть рычаг переключения, но передача вперед всего одна. В этом случае для начала движения:
- Нажмите тормоз и запустите двигатель.
- Поставьте передачу вперед, не отпуская рычаг тормоза.
- Медленно и плавно отпустите тормоз.
- Нажмите на курок газа.
Чтобы остановиться, снизьте скорость, нажмите на тормоз и переведите ручку КПП на нейтральную передачу.
У вариатора в отличие от «автомата» есть две передачи: повышенная и пониженная, но алгоритм действий практически идентичный.
На большинстве моделей электроквадриков для запуска двигателя и начала движения достаточно нажать на кнопку питания и использовать педаль газа.
Посадка
При передвижении на квадрике райдер должен владеть собственным телом, так как многие маневры связаны со смещением веса в разные стороны. Чтобы сохранять равновесие и справляться с любыми препятствиями в пути, изучите принципы правильной посадки:
- Ваше тело должно быть расположено так, чтобы центр тяжести квадроцикла оставался по возможности сбалансированным.
- Распределите свой вес равномерно между подножками и сиденьем.
- Держите спину прямо, избегая наклонов вперед или назад.
- Ноги должны быть плотно прижаты к подножкам, колени слегка согнуты.
- Руки должны быть немного согнуты в локтях.
Положение тела может меняться в зависимости от обстоятельств, но общие правила посадки при этом не меняются.

Стойка
Иногда вам придется преодолевать сложные участки, спускаться с холма или подниматься на возвышенность. В таком случае вам нужно выполнить следующие действия:
- Привстаньте: ноги должны быть полусогнуты в коленях и прижаты к технике, а руки должны крепко держать руль.
- Для плавного прохождения поворота слегка наклоните тело в сторону поворота, перенося вес на внешнюю сторону мотовездехода.
- Для облегчения подъема в гору наклоните тело вперед, помогая квадроциклу преодолеть препятствие.
- При спуске с холма наклоните тело назад, чтобы сместить центр тяжести и сохранить баланс.
Чтобы научиться управлять квадриком, запомните органы управления и изучите принципы посадки. Только после этого приступайте к практике: выберете место для тренировок и учитесь вождению на небольшой скорости. Помните о правилах безопасности, не мешайте пешеходам и участникам дорожного движения.
Обслуживание квадроцикла
Регулярный уход за квадроциклом – это совокупность действий, направленных на продление срока его службы. Команда БВД рекомендует придерживаться правил обслуживания в зависимости от типа вездехода.
Обслуживание квадрика с ДВС
- Проверяйте уровень масла, состояние шин, работу тормозов, руль, освещение и другие системы перед каждой поездкой.
- Меняйте масло, масляный фильтр, охлаждающую жидкость согласно рекомендациям производителя.
- Чистите загрязненный воздушный фильтр, а в случае необходимости – меняйте на новый.
- Проверяйте свечи: регулируйте или меняйте их на новые.
- Смазывайте подшипники колес и подвижные части техники.
- Проверяйте состояние тормозных колодок: они должны работать без нареканий.
- Измеряйте давление в колесах, осматривайте протектор шин.
- Фары, подсветка, стартер, все электронные системы должны быть в рабочем состоянии.
Перед началом и после окончания сезона эксплуатации рекомендуется проводить более тщательный осмотр и обслуживание. Эта процедура включает в себя глубокую очистку, консервацию некоторых частей и проверку всех систем.

Обслуживание электроквадрика
- Следуйте рекомендациям производителя относительно частоты зарядки.
- Используйте оригинальное зарядное устройство, избегайте полного разряда или перегрева батареи.
- Для длительного хранения отнесите аккумулятор в сухое, чистое место, защищенное от прямых солнечных лучей и перепадов температуры.
- Регулярно проверяйте состояние батареи на наличие повреждений или вздутия.
- Проверяйте все электрические соединения: они не должны быть разорваны или ослаблены.
- Регулярно проверяйте давление в шинах, состояние протектора, работу тормозов, подвеску, руль, болты и гайки.
- ·Очищайте квадроцикл от грязи, пыли и влаги с использованием сухой мягкой ткани.
Обслуживать вездеход с электромотором проще, поскольку у него отсутствуют многие механические компоненты бензинового аналога. Но это не означает, что он не нуждается в регулярном и сезонном уходе. Уделяйте особое внимание аккумуляторной батарее – это наиболее важная часть электроквадроцикла.
Итак, первая ошибка начинающего райдера заключается в неправильном выборе первого мотовездехода. Вторая – в игнорировании правил безопасности: отсутствие экипировки, неправильная посадка и передвижение на высокой скорости. Следуйте советам команды BVDSHOP, чтобы выбрать подходящий квадроцикл и освоить навык безопасного вождения.
Также вас может заинтересовать
Преимущества


